Буквляндия 
Грамматика 
Материалы 
 

Бал и возвращение домой

 

Что было на балу и как Петя вернулся домой

История про то, как братья Оу конфету делили

Фэнки встретила на балу своих подружек – девочку Ай, дочь доктора Ди, маленькую Ди, и они занялись своими девчоночьими играми, а Петя заскучал. Он позвал верного Спота и вышел в парк. Там он подглядел смешную сценку. Два маленьких братца Оу нашли конфету, и каждый захотел взять ее себе. Малыши забавно грозили друг другу кулачками и ворчали – [u:], [u:], [u:]! Мимо шли буквы, и получались разные слова, например, получилось слово «moon», и на небе засияла луна.

[mu:n], – произнес Петя восхищенно, луна ему очень понравилась.
А потом прилетела пчелка Би и прискакала кенгуру Кэй. Кенгуру быстро схватила конфету и съела. А толстячки только и успели удивленно и коротко вос-кликнуть: «у!» Получилось:


Буквосочетание oo читается, как [u:] – длинное! – во всех случаях, кроме того, когда за ним стоит k. В этом случае читается коротко [uk]!


[buk], – обрадовался Петя и поднял с дорожки красивую яркую книжку. Он поспешил в библиотеку замка, чтобы читать и разглядывать картинки.

Волшебная книжка

Книжка, которую нашел Петя на дорожках королевского парка, оказалась волшебной! Картинки в ней говорили, двигались, пели, с ними даже можно было играть. На одной из страниц Петя увидел красивый парк, очень похожий на королевский. По длинной аллее шел охотник Эй, а навстречу ему – папа А. Буковки увидели друг друга и кинулись обниматься.
-Старина! – радостно кричал папа А, – как давно мы с тобой не виделись!
Петя понял, что они вдвоем звучат, как [а:].


Буквосочетание ar читается, как [а:] (длительно).


О единственном и множественном числе

В парке стало смеркаться, и Петя не увидел, куда ушли охотник Эй и папа А. Пете вдруг очень захотелось пойти за ними. Он решил выложить слово «moon», чтобы стало светлее, но поблизости не было ни Oy, ни Эн. Зато на скамейке девочка Ти играла с красивой змейкой Эс.
– Зачем мне они? – подумал Петя.
Он совсем забыл, что в стране Буквляндии даже мысли могут быть услышаны.
– Как это зачем? – возмутились буковки. – Во-первых, мы знаем, где сейчас Эй и А и можем позвать их. А во-вторых, ну-ка, прочти это слово:

[stа:]... – протянул Петя, и на небе вспыхнула яркая-преяркая звезда.
[stа:]! [stа:]! – стал кричать Петя, и на небе загорались звезда за звездой.
– Слушай, так ты всю ночь кричать будешь, – сказала ему девочка Ти. – Можно сразу заставить зажечься все звезды.
– Догадался! – закричал Петя. – Это случится, если сказать не «звезда», а «звезды», но я не знаю, как?!
– Очень просто, – прошипела змейка Эс, – позови мою сестричку в конец слова.
Эс! Эс! – закричал Петя – Встань в конце слова, пожалуйста.
Только Петя позвал Эс, как она приползла и встала в конце слова. Получилось «stars».


Чтобы образовать множественное число, к слову нужно прибавить окончание «s». После гласных и звонких согласных, окончание множественного числа «s» читается звонко – «з!».

Например:

  • star – stars
  • mouse – mouses
  • book – books
  • sheep – sheeps

На небе появилась тысяча, нет, миллион звездочек! Стало светло, почти как днем. Звездочки отражались в озере, по которому Петя и Фэнки приплыли к королевскому дворцу. Петя подумал: «А что, если сделать много-много кораблей и пригласить всех, танцующих на балу, прохладиться, полюбоваться красотой ночи, поплавать на корабликах».
Сначала он выложил «ship» и вдруг заметил, что к его слову робко подкра-дывается существо, вроде охотника Эй, но не кричащее отважно «Эй», а жалобно кряхтящее «Э... Э... Э...».
– Ты что так жалобно кряхтишь? – спросил Петя.
– Когда-то я был целым словом. Я был «Уан», что значит «один»! И я все время был один. Все буквы работали в поле и помогали друг другу, я же был один. Налетела ужасная буря, и вот, что от меня осталось – только «Э». Теперь я боюсь быть один и всегда становлюсь к другому слову. Только я ведь все равно значу «один» и мне нельзя становиться к тем словам, которые означают «много», они меня гонят. Например, я могу встать к слову «корабль», но не могу – к слову «корабли».


Неопределенный артикль a (an) употребляется, как правило, с существительными в единственном числе, обозначающими исчисляемые предметы.

Форма артикля a или an зависит от звука (гласного или согласного), с которого начинается существительное.

Например:

  • a book
  • an apple

«А ну-ка, проверим», – подумал Петя.
Он быстро схватил змейку Эс и приставил к слову «ship». Кряхтелка Э сразу же пустился наутек! Петя не успел и рта раскрыть, чтобы прочесть слова, как уже его и в помине не было!
Получилось «ships», и на озере появилось много красивых старинных кораблей, на которых играла музыка, и паруса которых ловили свежий ветер. Словом, всё приглашало на прогулку!
Все буквы забрались на корабли, и начались водные забавы. Прямо из озера поднялись фонтаны, фейерверк разбрасывал тысячи разноцветных огоньков, по палубам кувыркались клоуны и шуты. Да если только они! Многие вполне благовоспитанные буковки вели себя в тот вечер самым проказливым образом.
Было очень-очень весело, но Петя вдруг почему-то загрустил. Он нашел на корабле укромный уголок и открыл волшебную книгу. С картинки на него глянуло родное и любимое лицо мамы. Она улыбнулась Пете и поманила рукой. Петя понял, что сильно соскучился по маме и захотел попасть к ней. Но Петя понимал, что не может покинуть своих новых друзей, не попрощавшись. Он помахал маме рукой и крикнул:
– Я скоро вернусь, мамочка, не сердись на меня и не грусти!

Прощание с Буквляндией

Прямо с корабля все прошли в тронный зал и уселись за огромный, пышно убранный стол. Какой только вкуснятины не было на этом столе! Какая веселая музыка играла! Но буковки были грустные. Вы ведь уже знаете, что в стране Буквляндии все умеют читать мысли. И все уже знали, что Петя покидает их.
Не знали об этом только буквы Ай, И и Ю. Они заперлись в дальних покоях дворца и азартно репетировали. Они хотели удивить всех гостей новой песней. Вот ее слова: «I, u, u, e, i, u, e».
Позвать их в зал попрощаться с Петей послали человечка А, потому что он умел быстро летать. Папа А не любил долгих слов. Он подлетел к поющим друзьям и закричал:
– Скорей! Пошли!
Друзья ничего не поняли и страшно обиделись, что оборвалась песня. Они обиженно растянули губы и сказали хором [ә:] (звук похож на смесь из О и Е, как в слове «Гёте»).
Когда А подлетел к девочке Ай, она сказала [ә:]. Когда А подлетел к бабушке И, она сказала [ә:]. Когда А подлетел к великану Ю, он сказал [ә:].


Буквосочетания er, ir, ur читаются, как [ә:] (звук похож на смесь из О и Е, как в слове «Гёте»).


Вот так человечек А расстроил певцов из-за свой дурной привычки – не объяснять ничего толком.
Но друзья быстро поняли, что обижались на человечка А зря. Ведь им тоже хотелось попрощаться с Петей. На прощание буквы спели ему песенку «Алфавит»:

A B C D E F G H I J K L M N
O P Q R S T U V W X Y Зед

Эи, Би, Си, Ди, И, Эф, Джи, Эйч, Ай,
Джей, Кэй, Эл, Эм, Эн, Оу, Пи, Кью,
А, Эс, Ти, Ю, Ви, Даббл Йю, Экс, Уай, Зед

Зэд? – удивился Петя. – А почему я никогда не видел такой буквы?
И тут все буквы приуныли, пригорюнились.
Король Кэй подошел к Пете и положил руку ему на плечо.
– Милый Петя, – сказал он, – мы все так полюбили тебя. Нам жаль расставаться с тобой, но ... но мы понимаем, что ты соскучился по маме. Увы, но пора тебе познакомиться с буквой Зэд.
– А причем тут буква Зэд? – удивился Петя.
– Буква Зэд означает прощание, – грустно сказал король.
– Это – дорога, – добавила королева, – дорога от нас к дому.
– Но ты можешь и не попасть домой, – сказал король, – если не сумеешь прочитать все слова на дороге...
– Нет! Нет! – заволновался Петя, – я к маме хочу, я обязательно прочту все слова. А ребята, которым сейчас мамы читают про меня, помогут мне, если я запнусь. Они ведь все понимают – и что такое мама, и как хочется в разлуке поскорей обнять ее.
Тут кончилась музыка, померкли огни, и Петя со всеми своими друзьями из веселой страны Буквляндии вышел из дворца и пошёл по парку к огромным воротам. Когда они подошли, ворота со скрипом распахнулись, и Петя увидел дорогу-букву.

Это была знаменитая Зэд, дорога домой, к маме. Петя еще раз попрощался со своими друзьями и смело зашагал по дороге Зэд, громко читая каждое слово на ней. После каждого слова были ворота, которые раскрывались только тогда, когда слово было прочитано. Через час Петя уже пил чай с маминым печеньем и рассказывал маме о своих удивительных приключениях в стране Буквляндии.

Ну, что же, на этом закончились приключения Пети, но не закончилось наше знакомство с этой удивительной страной. Теперь – твоя очередь отправиться в неё! Готов? Тогда, в путь!

   
Авторы комплекса
© Ижогина Татьяна Ивановна
© Ижогин Ян Валерьевич

Запросов страницы: 18390